Социализация учащихся в системе профильного обучения
В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства Образования России от 18.07.2002 г. № 2783 и в целях ранней профильной ориентации на службу в органах внутренних дел на базе МОУ СОШ № 29 открыта с 1 сентября 2002 года краевая экспериментальная площадка по теме «Социализация учащихся в системе профильного обучения» с организацией специализированного класса спортивно-юридического профиля (школа резерва кадров управления (отделов) внутренних дел).
Нами разработаны:
проект программы эксперимента и план опытно-экспериментальной работы по теме: «Социализация учащихся в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
учебный план на 2003-2005 учебный год;
Положение о специализированном классе с углубленной юридической и физической подготовкой школьников 10-11 классов;
составлен график и организованы мероприятия по физической подготовке учащихся в специализированный класс;
составлен план мероприятий, организованы занятия с предпрофильным классом в зале Боевой славы;
разработана программа по обществознанию на 10-11 класс;
проведено тестирование по физической подготовке учащихся по контрольным нормативам.
Опытно-экспериментальная работа по социализации учащихсяся в системе профильного обучения включает в себя:
Подготовительный этап исследования Организационно-практический этап
Диагностический и прогностический этапы исследования. На данных этапах происходило осмысление выявленных проблем и поиск путей их решения, изучение методической литературы, разработаны программы реализации целей и задач эксперимента, а также проведен анализ успеваемости и тестирование по физической культуре учащихся 9 классов, подавших заявление на обучение в спецклассах с углубленной юридической и физической подготовкой, заключен Договор о взаимоотношениях СКИПКРО с МОУ СОШ №29 «Гармония», заключен Договор с УВД г. Пятигорска.
Составлены тематические планы по общеобразовательным предметам с учетом экспериментальных образовательных программ, дидактическое обеспечение в соответствии с имеющимися методическими рекомендациями;
Составлен план развития кабинета профильного обучения, составлен план внутреннего контроля за уровнем преподавания и обученности в экспериментальном классе, проведен анализа мотивационной ситуации в экспериментальном классе, ознакомление родителей с системой внеурочной работы в классе спортивно-юридической направленности.
Система работы МОУ СОШ № 29 включает в себя:
Предпрофильную подготовку (1-9 кл.) - выполняет функцию комплексного формирования лингвистических, математических, эстетических, физических способностей, умений и навыков, предварительно организуется целенаправленная учебная и внеучебная деятельность учащихся по подготовке к осознанному выбору профиля обучения, с 9-го класса введен курс "Предпрофильная подготовка".
Профильное образование (10-11 кл.) - в 2003 году организован класс спортивно-юридического профиля с профильными предметами: русский язык, история, физическая культура, ОБЖ, а также элективные курсы "Деятельность органов внутренних дел", "Криминалистика".
Дополнительное образование, ориентированное на достижение личностных, а не "предметных" результатов.
В МОУ СОШ № 29 отработана система подготовки учащихся к профильному обучению, включающая в себя:
диагностические обследования, проводимые психологом;
анкетирования учащихся педагогами, направленные на выявление интереса учащихся к профильным предметам;
психолого-педагогические консультации для учащихся и их родителей;
собеседование с целью выявления истинных мотивов выбора профиля;
проведение определения учебных возможностей, творческих способностей учащихся методов сравнения;
ознакомление учащихся с учебным планом выбранного профиля, с программами учебных предметов, курсов, с особенностями учебно-воспитательного процесса;
профориентационная работа через систему проведения часов общения с преподавателями ВУЗов и ССУЗов.
введение курса "Предпрофильная подготовка" в 9-х классах.
Важным этапом в организации профильного обучения является создание нормативно-правовой базы. Разработаны:
1. Устав школы с углубленным изучением отдельных предметов.
2. Образовательная программа развития МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов, определяющая стратегию и тактику развития многопрофильной школы - комплекса.
3. Проект программы эксперимента и план опытно-экспериментальной работы по теме: "Социализация учащихся в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования", учебный план на 2003-2005 уч. год;
4. Заключены договора о взаимоотношениях СКИПКРО с МОУ СОШ №29 "Гармония", заключен Договор с УВД г. Пятигорска.
5. Составлен график и организованы мероприятия по физической подготовке учащихся в специализированный класс;
6. Составлен план внеклассных мероприятий, организованы занятия с профильным и предпрофильными классами в зале Боевой славы;
7. Разработаны программы по спец. дисциплинам и профильным дисциплинам, тематическое планирование на 10-11 класс;
8. Проведено тестирование по физической подготовке учащихся по контрольным нормативам.
9. Положения, локальные акты, регулирующие учебный процесс:
о специализированном классе с углубленной юридической и физической подготовкой школьников 10-11 классов;
о конкурсном наборе в профильные классы спортивно-юридической направленности;
о переводных экзаменах в специализированном классе ;
Устав Научного общества учащихся.
Преподавателями МОУ СОШ совместно со специалистами УВД города Пятигорска созданы учебные программы для профильного класса по следующим предметам: "ОБЖ", "Деятельность органов внутренних дел", "Основы правовых знаний", "Этика" и "Физическая подготовка", которые на основе типовых программ, утвержденных МВД СК и МО СК.
Широко используются личностно-ориентированные педагогические технологии:
· сотрудничества – МО математико-физического цикла;
· обучения второму иностранному языку – МО иностранных языков;
· модульное обучение – МО естественных дисциплин;
· проектное обучение – МО русского языка и литературы;
· полного усвоения знаний – МО естественных дисциплин.
В МОУ СОШ № 29 действует система мониторинга, позволяющая проанализировать работу педагогического коллектива и уровень обученности учащихся профильного класса.
Проведена комплексная диагностика познавательных процессов, психодинамического и нейродинамического уровней, исследованы межличностные и внутриколлективные отношения учащихся профильного класса. Выявлены профессиональные склонности и интересы, мотивы выбора профессии, определен профессиональный маршрут каждого. При комплексной диагностики использовались методики ШТУР, личностный опросник Айзенка, тест Стреляу, методика Дембо-Рубинштейна, методика исследования тревожности И. Кондаша, методика Корректурная проба, а также методики ДМО и ДДО.